Создание аэроклуба
11 апреля 1936 года по протоколу №11 Постановления Президиума
Серпуховского Райисполкома Советов Рабоче-Крестьянских и Красноармейских
депутатов произведен первоначальный отвод земельных участков №1 и №2 общей
площадью 267,1 гектараю
Этот документ на земельный участок аэродрома «Дракино»
Серпуховского района Московской области и послужил для определения даты
рождения Серпуховского аэроклуба (ОСОАВИАХИМа) как государственного учреждения.
В годы Великой Отечественной войны к аэродрому производится
прирезка из земель колхоза «Борец» - 52,53 га и колхоза «Имени Буденного»
- 43,75 га. Всего аэродром сейчас занимает площадь в 363,48 гектара.
В воспоминаниях бывшего штурмана аэроклуба (в 1938 г.),
а затем начальника штаба, говорится следующее:
«Серпуховский аэроклуб был организован в 1937 году по
решению Центрального Аэроклуба (ЦАК) СССР. Точной даты создания аэроклуба
я не помню. Руководителем ОСОАВИАХИМа был тов. Горшенин, а от ЦАК нас
постоянно контролировал инспектор Шабников.
Начальником аэроклуба был назначен тов. Чернов. До этого
он работал бухгалтером текстильной фабрики, но был знаком с авиацией,
так как проходил срочную службу в качестве авиамоториста. Кандидатуру
тов. Чернова на должность начальника аэроклуба утвердил ГК КПСС г. Серпухова.
Аэроклуб получил в свое распоряжение пустующее тогда
двухэтажное здание и полевую площадку в д. Дракино. Для организации начальной
работы АК и обеспечения плана первого выпуска 120 летчиков и 20 техников
за короткий срок было сделано все необходимое: организовали работу штаба,
хозяйственной и технической частей, скомплектовали постоянный летно-технический
состав, набрали курсантов, оборудовали аэродром и учебные классы, обеспечили
хранение горючего и т.д.
Из-за отсутствия преподавательского состава, представители
частей ВВС провели установочные методические занятия с летчиками и техниками.
В дальнейшем военные по интересующим вопросам проводили консультации и
показательные занятия. Затем уже летчики и техники клуба вели занятия
с набранными курсантами.
Набор курсантов проводился с мая по сентябрь, при активном
участии комсомольских организаций города, чтобы обеспечить социальный
состав будущих летчиков – важной задачей того времени. Для отбора кандидатов
в курсанты из врачей города составили медицинскую комиссию, председателем
которой стал военный врач (фамилия не сохранена) войсковой части 107 Академической
бригады ВВС, базировавшейся в Серпухове.
Для аэроклуба были выделены воинской частью два списанных
самолета ПО-2. Один из них полностью оборудовали исправным мотором, он
стал наглядным пособием в действующем состоянии. Второй самолет разобрали
и разместили в классе городского здания клуба. В классе также установили
авиационные приборы в разрезе и плакаты к ним.
К началу теоретических занятий все необходимые наглядные
пособия по материальной части, технике пилотирования, воздушной навигации,
метеорологии были изготовлены в мастерской, образованной из числа военных
и курсантов, возглавляемой курсантом Казанским.
Комиссия ЦАК СССР, при приеме методических классов признала
их хорошее состояние.
Так как большинство курсантов были из числа работающих
на предприятии в две смены, то специально разработали непрерывный график
теоретических занятий в утренние и вечерние часы. Это позволяло нормально
обеспечить размещение большего общего числа курсантов при малом количестве
классов. Летная практика проводилась с мая по октябрь также по графику
непрерывного обучения. Утром летали неработающие курсанты или те, кто
работал во вторую смену, а вечером те, кто работал в дневные часы.
Продолжительность рабочего дня в этот период, с учетом
сбора и переезда из города на аэродром и обратно, была установлена с 4
часов утра до 22 часов вечера. Непосредственно полеты начинались в 6.00
и заканчивались в 20.00, с перерывом на обед и осмотром материальной части
с 12 до 14 часов. На неделю выпадало 4-5 летных дней.
Однако при такой огромной нагрузке никто не жаловался
и не сетовал на трудности. Наоборот, курсанты выказывали не только стремление
овладеть летным делом, но и помогали техникам проводить осмотр и заправку
самолетов, устранять неисправности, нести дежурство на аэродроме, выполняли
различные хозяйственные работы, готовили для себя обед.
Первый выпуск состоялся в 1938 году и прошел успешно
– никто из учлетов не допустил нарушений и поломок. Показателен пример.
Учлет Владимир Гончаров на самолете находился в полетной
зоне. Внезапно аэродром закрыло низкой облачностью, (метеорологическое
обеспечение отсутствовало) и наступила темнота. Радиосвязь с самолетом
не поддерживалась. Учлет не растерялся. Он осторожно подвел самолет к
кромке облаков и снизился. Это позволило ему обнаружить на земле специально
зажженные и успевшие разгореться костры. Гончаров «пришел» на аэродром
и благополучно произвел посадку самолета. После проверки техники пилотирования
инструктором Качинского училища летчиков, он одним из первых серпуховичей
был зачислен в число кандидатов в это военное учебное заведение.
Такой же чести удостоились и некоторые другие выпускники.
Остальным специалистам комиссия выдала удостоверения летчиков, которые
поступили в летные школы или авиационные клубы на должности инструкторов.
Вспоминая трудовой героизм летчиков-инструкторов, учлетов
– возникает чувство гордости за людей нашей страны, за их самоотверженный
труд, стойкость, выносливость, стремление достичь поставленную цель».
(с) «Серпуховский спорт +КиТ» №17/2000
Серпуховский аэроклуб. Как все начиналось…
Спортивная история
|