Спортивная история
1945-1964
После Великой Отечественной войны Серпуховский аэроклуб
выполнял серьезные задачи по подготовке авиационных кадров для Военно-Воздушных
Сил и Военно-Десантных Войск. Ежегодно готовилось по 100-110 пилотов для
военных училищ и в запас, 250-300 парашютистов спецконтингента.
В 50-е годы в аэроклубе начали активно развиваться авиационные
виды спорта: самолетный, планерный, парашютный, авиамодельный.
В послевоенные годы, до реорганизации аэроклуба (в 1964
году), было подготовлено: 1870 летчиков, 10200 парашютистов различных
категорий (в том числе 4250 для ВДВ), 425 планеристов, около 2000 авиамоделистов
(в том числе только в клубе около 500 спортсменов).
Всех категорий авиационных специалистов подготовлено
14570 человек (без учета подготовки авиационных специалистов и спортсменов
по различным филиалам Серпуховского аэроклуба в Сталиногорске, Ступино).
В это период развивался самолетный спорт, в котором впервые за историю
аэроклуба получили звание мастера спорта СССР – Сумароков Н.И., Рожков
В.А., Соловьев Р.Н., Лебедев Ю.Б. В парашютном спорте очень сильно показала
себя Светлана Крячек, много лет успешно защищавшая честь не только клуба,
области, но и страны на различных международных соревнованиях. Но, пожалуй,
в этот период достиг своего максимума планерный спорт.
18-кратной всесоюзной и мировой рекордсменской стала
Анна Петровна Самосадова – выдающаяся и непревзойденная планеристка того
времени – заслуженный мастер спорта СССР.
В работе клуба принимает активное участие кавалер медали
Лилиенталя, заслуженный мастер спорта СССР Виктор Михайлович Ильченко.
На опыте сильнейших спортсменов растут молодые мастера спорта – В.И. Чувиков,
О.Н. Суслов, А.Н. Ларин, Н.С. Фетисов, В.А. Лякин, П.П. Журавлев. Причем,
Чувиков и Суслов включаются в сборную СССР и длительное время успешно
выступают как в нашей стране, так и за рубежом.
В этот период большого подъема в городе и районе достиг
авиамодельный спорт, под руководством энтузиаста, безмерно влюбленного
в свое дело Евгения Николаевича Делигентова. Сотни авиамоделистов получили
путевку в небо из его рук.
Говоря о людях нельзя не сказать о технике, относящейся
к этому периоду.
После ВОВ до реорганизации аэроклуба в качестве учебного
использовался самолет Як-18, а спортивного – чехословатский самолет Z-326.
Самым лучшим парашютом на то время считался Т-4. Среди планеров спортивного
класса был большой выбор: КАИ-14, КАИ-19, «Вега», А-15, «Зефир», «Янтарь».
Авиамоделисты мастерили своими руками резиномоторные,
кордовые, скоростные, таймерные и другие модели (кроме радиоуправляемых).
В названный период наряду с выполнением задач по подготовке
такого большого количества авиационных специалистов и спортсменов, занимались
воспитанием личного состава аэроклуба такие замечательные люди как: Зиновьев
М., Орлов А.И., Тарасов, Сериков Н.С., Сапегин С.П., Мальцев С.А., Кочергин
В.В., Перервин В.В., Макеев А.К., Рожков В.А., Журавлев П.П., Авилов В.К.,
Николаев А.Л. и многие другие.
Показывая личным примером огромное желание, энтузиазм,
стремление достичь не просто хороших результатов, а завоевать лучшее,
достойное место, они явились в авиационном деле маньяками, на которых
ориентировалась не только шедшая на смену молодежь, но и опытные авиаторы.
1964 –1992
Продолжающееся эхо сокращения Вооруженных Сил СССР в
1950-60 г. прошла большая реорганизация авиационной системы ДОСААФ СССР.
В феврале 1964 года все аэроклубы страны были реорганизованы в Авиационно-спортивные
клубы (АСК), за исключением Авиационных центров. Более чем в два раза
сократились штаты. Существенно изменяется задание клубам, как по форме,
так и по качеству. В связи с этим на долгие годы «уходит» Серпуховского
АСК самолетный спорт.
Планерное звено теперь готовит только спортсменов (ранее
планеристам ставились и народно-хозяйственные задачи). Причем имеется
в команде 3-4 человека, а это лишь 10% от общего числа ежегодно подготавливаемых
планеристов. Несмотря на это серпуховские планеристы остаются на высоте.
Подготовлено еще 5 мастеров спорта СССР. В 1968 году в сборную страны
включается О.В. Пасечник (ныне являющийся тренером).
Только парашютное звено практически остается с прежними
задачами, но с повышенными требованиями.
Так в 1968 году женская команда парашютисток становится
чемпионом РСФСР, а команда клуба победителем Центральной зоны РСФСР. В
последующие годы в АСК подготовлено 10 мастеров спорта и 2 мастера спорта
Международного класса. Парашютисты неоднократно становятся победителями
соревнований, в том числе и международных. Ю.М. Чернов – чемпион Европы,
И.С. Крючкова – чемпионка мира.
Все же в 1969 году в аэроклуб возвращается самолетный
спорт. И уже через два года подготовлены два мастера спорта: В. Семенова
и В. Карабанов. А команда в Московской области становится лучшей. На следующий
год АСК занимает призовые места на зональных соревнованиях, и в когорту
мастеров спорта вливаются Т. Леонова, Л. Чернова, В. Савин, В. Поткин.
1973 год дает Серпухову абсолютного чемпиона РСФСР (В.
Карабанов). 1974 год – становятся мастерами спорта – Лебедев А.В., Шамсутдинов
А.Г. 1975 год – выполняют норматив МС СССР – Рогаткин А.Н. и работник
завода «Металлист» Исаков О.А. 1976 год – значок мастера спорта появляется
на груди Дегтярева А.М.
После этого вновь наступает длительный спад самолетного
спорта в Серпуховском АСК, связанный с запретом пилотажа на самолетах
Як-18А.
В 1980 году клуб приступает к освоению самолета Як-52
и уже через два года в Серпухове новый мастер спорта – Г.И. Каминский,
который за успешное выступление на чемпионате РСФСР, приглашается в сборную
СССР.
В 1983 году клуб подготовил сразу четырех мастеров спорта:
Н.И. Гончаренко, В.Ю. Касатонов, В.А. Белоконь, А.П. Марков. В 1984 после
зональных соревнований мастером спорта возвращается И.А. Пархоменко. Также
по результатам зональных соревнований в 1985 году двум пилотам (Ю.В. Кочергин
и В.С. Барабанов) вручается заветное удостоверение мастера спорта.
В 1985 году самолетный парк Серпуховского АСК насчитывал
16 самолетов Як-52, 4 самолета Як-50, 3 самолета Ан-2. Также в клубе находилось
около 200 парашютов различных типов.
Заслуги АСК в эти годы выразились в том, что из 60 имеющихся
в СССР клубов серпуховичи всегда находились в первой десятке, а в 1971
году были на 1-ом месте в стране, в 1978 году – на 2-ом и в 1985 году
– на 3-ем.
Кроме спортивных мероприятий серпуховские летчики постоянно
принимают участие в показательных полетах и спортивных праздниках в Тушино
и других городах.
А в 1984 году состоялся такой авиационный праздник и
на аэродроме «Дракино», первый после далекого 1961 года. Несмотря на плохую
погоду (шел проливной дождь) увидеть своими глазами мастерство земляков
пришло более 15 тысяч (!) серпуховичей и жителей района.
(с) «Серпуховский спорт +КиТ» №18/2000
Серпуховский аэроклуб. Спортивная история.
|